В эти январские дни в Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева проходят премьерные показы спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины» к юбилею народной артистки России Ирины Соколовой.
Постановка Геннадия Тростянецкого к юбилею легендарной актрисы театрального Петербурга стала первым ярким событием в череде мероприятий, которые пройдут в ТЮЗе в рамках празднования юбилея народной артистки России. А ТЮЗ — это родной театр Ирины Соколовой и символично, что именно он открывает юбилейный год этой великолепной актрисы.Старшее поколение прекрасно помнит ее первые роли в этом театре: Конёк-Горбунок и Бемби из одноименных спектаклях, мальчик Гена («Радуга зимой»), Офелия («Гамлет»), Дюшка («Весенние перевертыши»), а также в «Кошке, которая гуляла сама по себе», «Маленьком принце» и многих других.
Позже перебирается с крошечной внучкой Ириной, привязанной к телу матери в Удмуртию. И в этом эпизоде впервые в спектакле Ирина Соколова играет себя маленькую, причем совершенно не меняя своего сегодняшнего облика она так образно воплощает, как с трудом совершает свои первые шаги, что абсолютно забываешь, что ее театральные мама (Оксана Глушкова) и бабушка (Наталья Боровкова) гораздо моложе ее самой.
И тут надо отдать дань восхищения и сценарию спектакля, написанного также самим Геннадием Тростянецким – прекрасно сочетаются эпизоды из разных времен и отрывки из спектаклей. Так на смену трагичному монологу отца Ирины, едущего на фронт и погибшего под Сталинградом, приходит эпизод из спектакля «Жила-была девочка», в котором в 1974 году играла нынешняя юбилярша, о том, как в блокадном замерзающем городе девочка Настя и мальчик в образе Шишка спасают друг друга, фантазируя, что они наряжают настоящую елку и едят настоящие конфеты.
Далее идут годы возвращения к мирной жизни, когда девочка растет и наконец пытается поступать в театральный институт. И тут запоминается эпизод, когда знаменитый Леонид Макарьев на экзамене зарубает ее желание вместо общепринятой басни «Ворона и лисица» прочесть «Старуху Изергиль», что по словам актрисы явилось все же выдуманным эпизодом, а мэтр приглашает ее поступить в студию.Сцен ее общения с Зиновием Корогодским в спектакле нет, зато есть вставная глава о его диалоге с Леонидом Макарьевым. В первой роли блестящие исполняет свои монологи и реплики Борис Ивушин и ему не менее талантливо оппонирует Сергей Шелгунов в роли Макарьева.И вставные главы с эпизодами из спектаклей, сыгранных когда-то Ириной Соколовой, молодыми актрисами исполнены блестяще. Хороши Конек-Горбунок с Иваном, воплощенные теперь Татьяной Алпатовой и Софьей Шершневой, а также их же роли в спектаклях «Бонжур, месье Перро» и еще 4-х отрывках из спектаклей, где когда-то играла Ирина Соколова.
А она сама на сцене, в роли себя самой в разных возрастах просто неподражаема. Ее искрометный юмор по-прежнему при ней. И видно с каким вниманием к ней относятся исполнители других ролей в этом спектакле.
Чувствуется, что в нем все три поколения актеров на одной волне, в том числе и прекрасно переходящий из одной актерской ипостаси в другую Кирилл Таскин.
А мне вспомнились ее великолепно сыгранные роли еще в двух постановках: по книге Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков", где рядом с ней блистал неподражаемый Сергей Дрейден, и по пьесе "Дальше тишина", где она играла вместе с Романом Громадским. Сказав ей об этом, в ответ услышала: "Их уже нет..."
Комментариев нет:
Отправить комментарий