воскресенье, 26 января 2025 г.

О связи времен через судьбу выдающейся актрисы

 В эти январские дни в Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева проходят премьерные показы спектакля «Счастливые дни Соколовой Ирины» к юбилею народной артистки России Ирины Соколовой.

Постановка Геннадия Тростянецкого к юбилею легендарной актрисы театрального Петербурга стала первым ярким событием в череде мероприятий, которые пройдут в ТЮЗе в рамках празднования юбилея народной артистки России. А ТЮЗ — это родной театр Ирины Соколовой и символично, что именно он открывает юбилейный год этой великолепной актрисы.

 

Старшее поколение прекрасно помнит ее первые роли в этом театре: Конёк-Горбунок и Бемби из одноименных спектаклях, мальчик Гена («Радуга зимой»), Офелия («Гамлет»), Дюшка («Весенние перевертыши»), а также в «Кошке, которая гуляла сама по себе», «Маленьком принце» и многих других.

 И нынешняя премьера о некоторых из них очень живо напомнила. Создатель этого спектакля лауреат Государственной премии РСФСР имени К. Станиславского Геннадий Тростянецкий, чьи спектакли, созданные на основе подлинных человеческих свидетельств, не раз становились значительными событиями в истории театральной России и на этот раз в красивой художественной форме преподнес зрителям подарок – рассказ о жизни и судьбе выдающейся нашей актрисы Ирины Соколовой.

Как он рассказал журналистам после прогона спектакля перед премьерой, более чем 30 часов разговоров с актрисой, её коллегами, родными и близкими вылились в особую композицию, где в эпизоды реальной жизни Ирины Соколовой вторгаются сцены из спектаклей, в которых она играла.

 И начинается действие так: на сцену выходит… нет, не Ирина Соколова, а Наталья Боровкова, заслуженная артистка России, исполняющая роль ее бабушки и произносит изумительный 20-ти минутный монолог о трех поколениях семьи будущей актрисы. Эта бабушка успела повидать Ленина на балконе особняка Кшесинской, пережить революцию, переехать из коммуналки на Кирочной в квартиру в здании Консерватории.

Позже перебирается с крошечной внучкой Ириной, привязанной к телу матери в Удмуртию. И в этом эпизоде впервые в спектакле Ирина Соколова играет себя маленькую, причем совершенно не меняя своего сегодняшнего облика она так образно воплощает, как с трудом совершает свои первые шаги, что абсолютно забываешь, что ее театральные мама (Оксана Глушкова) и бабушка (Наталья Боровкова) гораздо моложе ее самой.

И тут надо отдать дань восхищения и сценарию спектакля, написанного также самим Геннадием Тростянецким – прекрасно сочетаются эпизоды из разных времен и отрывки из спектаклей. Так на смену трагичному монологу отца Ирины, едущего на фронт и погибшего под Сталинградом,  приходит эпизод из спектакля «Жила-была девочка», в котором в 1974 году играла нынешняя юбилярша, о том, как в блокадном замерзающем городе девочка Настя и мальчик в образе Шишка спасают друг друга, фантазируя, что они наряжают настоящую елку и едят настоящие конфеты.

Далее идут годы возвращения к мирной жизни, когда девочка растет и наконец пытается поступать в театральный институт. И тут запоминается эпизод, когда знаменитый Леонид Макарьев на экзамене зарубает ее желание вместо общепринятой басни «Ворона и лисица» прочесть «Старуху Изергиль», что по словам актрисы явилось все же выдуманным эпизодом, а мэтр приглашает ее поступить в студию.

Сцен ее общения с Зиновием Корогодским в спектакле нет, зато есть вставная глава о его диалоге с Леонидом Макарьевым. В первой роли блестящие исполняет свои монологи и реплики Борис Ивушин и ему не менее талантливо оппонирует Сергей Шелгунов в роли Макарьева.


И вставные главы с эпизодами из спектаклей, сыгранных когда-то Ириной Соколовой, молодыми актрисами исполнены блестяще. Хороши Конек-Горбунок с Иваном, воплощенные теперь Татьяной Алпатовой и Софьей Шершневой, а также их же роли в спектаклях «Бонжур, месье Перро» и еще 4-х отрывках из спектаклей, где когда-то играла Ирина Соколова.


А она сама на сцене, в роли себя самой в разных возрастах просто неподражаема. Ее искрометный юмор по-прежнему при ней. И видно с каким вниманием к ней относятся исполнители других ролей в этом спектакле.



Чувствуется, что в нем все три поколения актеров на одной волне, в том числе и прекрасно переходящий из одной актерской ипостаси в другую Кирилл Таскин.   

 Завершается спектакль триумфальной сценой, где за плечами любимицы петербургской сцены Ирины Соколовой будто вырастают крылья. 

И как ту не вспомнить, что в 2021 году Ирине Соколовой был вручен Специальный приз Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

 Итак, спектакль «Счастливые дни Соколовой Ирины» на Малой сцене ТЮза, второй показ которого состоялся сегодня, 26 января — это спектакль о жизни и судьбе актрисы Ирины Соколовой, встреча с которой навсегда остаётся в памяти тех, кто видел её на сцене, а уж если хотя бы случайно оказался рядом, и вовсе можно считать за счастье.



А мне вспомнились ее великолепно сыгранные роли еще в двух постановках: по книге Р. Брэдбери "Вино из одуванчиков", где рядом с ней блистал неподражаемый Сергей Дрейден, и по пьесе "Дальше тишина", где она играла вместе с Романом Громадским. Сказав ей об этом, в ответ услышала: "Их уже нет..."

А она сама о себе в послесловии к прогону юбилейного спектакля сказала: «Я очень счастливая!»



Комментариев нет:

Отправить комментарий