понедельник, 27 января 2025 г.

Геннадий Тростянецкий: "Чтобы каждый зритель начал расценивать свою жизнь как поэму"

             Опыт мини-интервью

 Этот режиссер хорошо известен не только петербургской публике, он входит в золотую обойму российской театральной режиссуры. Геннадий Тростянецкий - советский и российский театральный режиссёр, педагог. Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1985). Профессор кафедры режиссуры Российского государственногоинститута сценических искусств (бывший СПбГАТИ), не нуждается в более подробном представлении. А в этом мини-интервью речь пойдет о подготовке им юбилейного спектакля народной артистки России Ирины Соколовой в ТЮЗе имени Брянцева.

 




Попав на его прогон 23 января перед премьерой журналисты услышали: «Мы в первый раз сегодня проверяем всю композицию спектакля, соединяем видео с текстом актеров, надо проверить как работают текст и структура». По его словам, нужно было успеть разобраться с вопросом их сосуществования на сцене.

 


Во время  прогона режиссер-постановщик несколько раз все же вставлял свои реплики и было интересно наблюдать, как каждое его замечание улучшает ткань спектакля.

 

О самом впечатлении от показа рассказано мною здесь же в блоге в материале  https://vagantelatero.blogspot.com/2025/01/blog-post_26.html.

 

Но было и послесловие Геннадия Тростянецкого в ходе которого он рассказал журналистам:

«В этот спектакль вошла только одна сотая часть того, что мы слышали в ходе 30 часов  разговоров с актрисой, её коллегами, родными и близкими, можно снимать сериал буквально о каждом рассказанном эпизоде. Думаю, что еще многое осталось за кадром. Безусловно. У нас есть драматичные реплики, мы сделали опору на драматичных узлах, а были и другие важные моменты.

 Актеры работали с воодушевлением, с фантазией, чувствовали значимость материала, здесь каждая деталь очень важна. Даже реквизит играл роль, например машинка Зингер».

 


И подумав, коротко сказал: «В зале была хорошая тишина», так оценив присутствующую на прогоне публику.

 

Неожиданно Геннадий Тростянецкий вспомнил годы, когда он возглавлял Театр на Литейном: «В 1993 году там мы придумали разделить действие снами.  В театре на Литейном интересно шла работа. Вот и здесь каждый факт из спектакля рифмовался с судьбой актера».

Он привел пример двойственности из судьбы Ирины Соколовой: отец Леонид Соколов и отчим Геннадий Ложкин, два отца и в творчестве актрисы, два наставника – Леонид Макарьев и Зиновий Корогодский. Был у нее и момент раздвоения между мамой и бабушкой.

«Много пережила бабушка Ирины, роль которой в спектакле исполняет Наталья Боровкова. Бабушка по сути удочерила внучку, и ушли бабушка и мама друг за другом, в один год. Отсюда и родился открывающий спектакль монолог: «Мне 125 лет…»      Это монолог задает все то, что потом в нем начинает раскрываться. Это как подлинная фотография. Важно задать ритмы».  

Из уст режиссера прозвучало такое предложение: «31 декабря убрать всех из комнаты и описать, все, что случилось за год, и каждый поразится тому, как интересно был прожит этот год. Ради этого и затеян весь спектакль, чтобы каждый зритель начал свою собственную жизнь расценивать как поэму».

 


И еще в одном интервью он пророчески сказал: «Очень важно почувствовать связь времен. Есть нечто такое, что идет через все времена. Может это искусство?

 

 Искусство есть бОльшая реальность, чем то, что можно обменять. Это память, а Ирина Соколова одна из тех, кто эту память держит и продолжает».



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий