В стенах легендарного основного
здания БДТ на Фонтанке состоялось событие, ранее невиданное – в течение одного выходного
дня проходил театральный фестиваль под названием «НАШЕ
ВСЁ. Опыт 1.»: пушкинские чтения, пения, гадания, пляски и опыты драматических
изучений.
Дело в том, что в 2024
году, благодаря проекту «Опыты драматических изучений», в репертуаре БДТ
появились три спектакля: «Каменный гость», «Пир после чумы», «Моцарт и Сальери»,
объединенные стремлением молодых режиссеров - Арсения Мещерякова, Арсения
Бехтерева и Александры Толстошевой вступить, не больше, не меньше, как в диалог
с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Эти режиссеры, а двое из них ученики всем известного Андрея Могучего, ставили перед собой весьма амбициозные задачи: каким-то образом очистить тексты классика от стереотипного восприятия, навеянного настойчивой рекомендацией к чтению в школьные годы, понять, что объединяет нас сегодняшних с «солнцем русской поэзии» и что именно сближает вчера Пушкина и наше сегодня.
В результате родилась идея
фестиваля «НАШЕ ВСЁ. Опыт 1.» - проекта, по словам его авторов, высвобождающего
горячую энергию прошлого и настоящего.
«В нем мы продолжаем
диалог с Пушкиным, приглашая к нему представителей разных поколений и разных
видов искусства. В афишу фестиваля вошли спектакли, перформансы, концерты
современной музыки, лекции, сеансы трансформации и настольные игры» -
утверждают кураторы фестиваля Арсений Бехтерев, режиссер и педагог и
Александрина Шаклеева, театровед и театральный критик.
И все это завертелось и заиграло в стенах БДТ с неимоверной скоростью. Первым стартовало действо под названием Музыкальное шоу «10 фактов о Пушкине, притянутых за бакенбарды» в исполнении так называемого Хора Дурацкого прямо на Главной лестнице театра. Оно потом повторилось еще вечером. Это уличный и клоунский коллектив под управлением Жени Клекотневой известен нашей молодежи, теперь с ним знакомы и другие поколения петербуржцев.
Так что только войдя по билетам, кстати не таким уж и дешевым для
обычных зрителей, и пригласительным для друзей театра и журналистов, посетители
сразу погружались в задуманную организаторами «вселенную Пушкина». Каждому
вручалась красочно изданная программка всего фестивального дня и уже в променуаре
1 этажа на стенах рядом с красочно оформленными фото знаменитых актеров этого
театра в обе стороны уходила так называемая мокьюментари-выставка «Наше все и
даже больше» с жизнеописанием А.С. Пушкина, где наряду с известными фактами его
биографии, присутствовали и вымышленные события. Были там и забавные
высказывания самого поэта и его современников.
Следом стартовала в Греческом зале
серьезная лекция Алины Бодровой под названием «Болдинская осень между бытом и
творчеством», параллельно которой в Сигарном зале шла лекция Екатерины Ляминой «Cholera morbus, свобода
художника, любовь и другие страсти: мир пушкинских "Маленьких
трагедий"».
Слушателей на обеих лекциях было даже с избытком.
И все они хлынули в зал Основной сцены БДТ на заявленный в программе спектакль «Каменный
гость».
Как известно, интерпретаций пушкинского
Каменного гостя» немало, но то, что происходит в спектакле Арсения Мещерякова
не сразу помещается в рамках сознания. Он подает историю о Доне Гуане в виде
школьного спектакля, который участники репетируют в спортивном зале. При этом,
исполнители в нем отнюдь не школьники, а их педагоги, которые представлены
сначала как явно гротескные фигуры в самой школе, а потом в виде персонажей комедии
дель арте .
Повествование ведет ученик 8 класса Вася
Сизов (Дмитрий Шумаев) сначала с явной издевкой
представляющий большинство своих преподавателей,
а затем распределивший им роли: физрук становится Дон Гуаном, учитель истории — Лепорелло, учительница литературы — Донной Анной, директор — монахом. Они и другие персонажи трагедии,
превращенной в буффонаду и комедию, под бравурный аккомпанемент в исполнении
учительницы музыки сбегают со сцены в зал, а сам Вася, выбравший себе роль
Командора, то взмывает на третий ярус прямо в зале по канату, то вбирается на
табурет, изображая статую, а в конце и вовсе виснет на кольцах в виде креста,
либо даже распятого на нем…
И все ради чего? А оказывается, просто
этот мальчик влюблен в учительницу литературы, поэтому подробно изучив одну из
пушкинских маленьких трагедий, в явно больном воображении представляет ее виде
комедии дель арте с педагогами в главных ролях. И все это под настоящий
пушкинский текст его «Каменного гостя», но интонации…
«Дьявол кроется в деталях» как говорится,
но стоит серьезно задуматься, как наши школьники переносят некоторые тонкости
обращения с ними педсостава - например, действия по свистку таких вот физруков,
которых так метко определяет в иную действительность главный герой спектакля, а
также свою первую неразделенную любовь и прочие болевые точки пубертатного
периода.
Видимо, подросткам все же стоит
посмотреть этот спектакль, где на заднике сцены гигантская школьная тетрадь в клетку,
которая по ходу действия все гуще заполняется перечеркнутыми каракулями, что в
арт-терапии считается приемом для снятия стресса, а затем все сгорает в пламени.
Надо сказать, что в репертуаре БДТ этот
спектакль идет в тандеме с другой постановкой – спектаклем «Пир после чумы» Арсения
Бехтерева. И его тоже показали на этом фестивале, но несколько позже по
времени.
А в это время на Малой сцене шло не менее
одиозное представление и тоже по одной из «Маленьких трагедий». Там в режиме
нон-стоп показывали пушкинских «Моцарта и Сальери». Маленький зальчик с трудом
вмещал всех желающих попасть на эту премьеру 2024 года, но то, что зрители
увидели, оставляло на лицах некоторых недоумение.
Два извечных главных героя за игрой в шахматы
- с огромной бутылью Сальери (Павел Юринов) и полулежащий Моцарт (Андрей
Феськов) на все лады повторяют пушкинское: «Все говорят нет правды на земле…Но
правды нет и выше».
Режиссер спектакля Александра Толстошева поясняет:
«Меня
интересует игровой театр, эта условная формулировка действительно многое
объясняет». Она вместе с актерами проводит исследование текста Пушкина и
реальной жизни композиторов.
Сальери в камзоле и лыжной шапочке, Моцарт
в пальто с красным шарфом на шее, сидят на рельсах на фоне деревянного сортира.
Третий персонаж по имени Володя (Владимир Розанов) играет на баяне и на рояле
то современные мелодии, то темы и произведений Моцарта.
Таков внешний антураж, но текст с разными
интонациями звучит то чисто пушкинский, то импровизационный. И все три витка
этого спектакля абсолютно разные, как утверждают посмотревшие их. Но мне все время вспоминалась фраза: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя».
И пока на
Малой сцене в третий раз разворачивалось действо, на других площадках фестиваля
шли: Пушкинская
лекция Фёдора Михайловича в Сигарном баре, лекция от создателей подкаста «Базаров порезал палец»
Бориса Прокудина и Филиппа Желвакова «"Капитанская дочка": как
повзрослеть и не умереть?» и даже «дуэли» происходили. Если в одном
месте актеры в одеждах 19 века разыгрывали то ли дуэль Онегина с Ленским, то ли
Пушкина с Дантесом, на Главной лестнице
шло состязание в стиле Рэп-баттл «Чёрная рѣчка», где вели словесные перестрелки отборные
представители питерской рэп-сцены. Зрительский суд потом определял дуэльного
мастера, которого с почетом наградят.
И снова зрители заполнили
красивый зал Основной сцены БДТ, чтобы посмотреть спектакль с несколько
переиначенным названием "Пир после чумы".
По типу это скорее психоделическое шоу на фоне постядерного апокалипсиса , которое стартует с появления на сцене конферансье с маской страшного клоуна в адском действе, он же - Вальсингам (Иван Кандинов).
Сначала он несет «отсебятину» на фоне закрытого занавеса, а когда тот
открывается на сцене предстает круг ада, где жертв ядерной катастрофы достают
из гробов в виде ванн с крышками, которые сами очищают себя от обгоревшей
оболочки и превращаются в призраков со свечами в руках. Такой вот многослойный
фон для дальнейшего исполнения пушкинского текста.
Главный герой трагедии,
движимый болью утраты, появляется то в своем почти натуральном виде, то
на экране, образы его самого и творящегося вокруг апокалипсиса переходят друг в
друга, и он стремится вдохнуть жизнь в
прах своей возлюбленной Мери(Алена Кучкова).
Но и на этом фестиваль еще не закончился.
На главной лестнице еще выступал Хор Дурацкого и публика не стремилась расходиться.
Организаторы фестиваля «Наше все» предлагали представить, что
культура живет по законам Солнечной системы и в ее центре находится Александр
Сергеевич Пушкин. И каждый складывает свое представление о классике, хотя едва
ли хоть одно из них соответствует действительности.
«Каждый из нас говорит с Пушкиным. Соглашается с ним или спорит.
Интерпретирует его тексты, исходя из своего культурного и исторического опыта.
Неизменно одно – мы продолжаем диалог, преодолевающий время и пространство,
жизнь и смерть. Диалог, объединяющий поколения, прошлое и настоящее» -
утверждают все участники фестиваля без исключения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий