Опыт мозаики из разных интервью
Как известно, генеральному директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому в начале декабря 2024 года исполнилось 80 лет. И в эти же дни, руководимый им больше 30 лет, лучший музей России, отметил свое 260-летие. Ввиду этих юбилейных дат в различных СМИ было опубликовано несколько интервью всеми уважаемого руководителя Эрмитажа, из которых для этого блога я решила сделать компиляцию-мозаику.
Эпиграфом можно было бы взять такое его высказывание: "Для чего создавался Эрмитаж? - Для того, чтобы в нем было представлено все мировое искусство".
Так сложилось, что последние 6 лет у меня есть великолепная и счастливая возможность бывать в Эрмитаже на открытии, вернее пресс-показах, многих его выставок. Высокопрофессиональные их кураторы рассказывают журналистам такие вещи, о которых не найти информации в интернете. А на последующем открытии почти каждой выставки Михаил Пиотровский находит такие слова, которые всегда являются особым их камертоном. Но чаще всего он говорит о диалоге культур, так как музей, по его словам, это храм муз.
И в качестве подтверждения можно привести его оценку на презентации одного из последних по времени проектов сотрудничества Эрмитажа с театром БДТ , когда артисты читали стихи и прозу, о чем в этом блоге рассказано в материале Активность разных муз в Эрмитаже.
"Наше дело - просвещать" - сказал Михаил Пиотровский в ходе одного из своих выступлений.
Отвечая на вопросы о партнерстве с московскими музеями он отметил, что не будет все же проекта "Эрмитаж в Москве", так как это, по его словам, не согласуется с интересами инвестора.
При этом с особой гордостью он высказался об уже состоявшихся совместных проектах с ГМИ имени Пушкина: "Это потрясающая схема - по две выставки, которые попеременно проходили в Москве и в Петербурге - Щукина, Морозова, испанцев , Снейдерса и голландского натюрморта.
Он также уточнил:" Особенно поразительно, что мы обходимся только российскими материалами".
И довольно неожиданно для многих заявил, что выставок в Эрмитаже даже больше, чем надо - 45 выставок прошло в 2024 году, так что сократят их количество. По его словам, их будет меньше, но на большие сроки.
"Выставка не есть обязанность музея, это дополнительная нагрузка на музейных работников, а главная наша задача - показ постоянных экспозиций" - заявил он.
Будут дополняться экспозиции открытого хранения, например, Стекло и Часы в Старой деревне, экспозиция Петра 1, постоянная экспозиция Китая и другие, в частности, Имперская история.
На вопрос о том, где посмотреть каталоги, он упомянул знаменитую "Зеленую серию", но она издается ограниченным тиражом.
По вопросу о том, нужно ли лекторам оставаться на уровне искусствоведов, гендиректор музея отметил, что экскурсовод все-таки должен поднимать восприятие зрителей до уровня понимания искусства.
По его мнению, детская аудитория также очень важна, как и разные категории посетителей Эрмитажа. Экскурсовод должен обязательно увлекать слушателей и зрителей.
Задали ему вопрос и о том, в какое время он больше любит Эрмитаж, и Пиотровский ответил: " Я люблю Эрмитаж в любое время - с людьми и пустой. Давно известно, что если Эрмитаж кого-то раздражает, то он сам их выкидывает. Музей - это не услуга, хотя есть такой термин - дизайн впечатлений".
Кого-то Эрмитаж раздражает неуютностью входной зоны и по мнению его руководителя, на входе у каждого посетителя должно быть ощущение гордости за такой музей.
"Имперский дух Эрмитажа - его уникальная особенность, сочетающая аристократизм и демократизм. Он дворец, воспитанный в духе строгости, он воспитывает до определенных пределов и приобщает к высокому" - торжественно заявил он. - У нас множество дворцовых церемоний: День Гвардии, День Святой Екатерины, День изгнания неприятеля, что подтверждает его аристократизм и демократизм. Эрмитаж как лекарство излечивает, и после перерыва в общении с ним нельзя не воскликнуть - какой все же замечательный музей. Искусство помогает выживать, исправлять настроение и думать, смотря на красоту".
Хранителями традиций называет он работников музея, сознательно продолжающих то, что заложили предшествующие поколения, и ныне Эрмитаж признан великим музеем, а вот если что-то и надо реформировать, то очень аккуратно и осторожно.
Теория и практика Эрмитажа в так называемом Облаке показывает, что там много придумано, но все идет постепенно, сохраняя консервативный настрой и традиции.
Личная научная карьера Михаила Пиотровского как востоковеда и руководителя музея основана на диалоге культур, 2-3 как минимум, и жизнь в Эрмитаже - жизнь в нескольких культурах. Еще он подчеркивает, что его участие в археологических экспедициях - это опыт, в том числе финансовый. "Весь мой опыт востоковеда помогает Эрмитажу" - утверждает он .
Прозвучал и вопрос о коллекции из 225 картин, купленных Екатериной 11 - все ли они выставляются. По словам руководителя музея не все они находятся в Эрмитаже, так как часть экспонатов государство в свое время перераспределяло в другие музеи, которые повышали свой рейтинг среди музеев России, которые имели картины из этой коллекции.
Но большая часть этой коллекции показывается в экспозиции, некоторые на выставках, в целом не менее 50 процентов того, что нужно показывать.
И наконец, когда прозвучал такой вопрос: "Какой из проектов не успели воплотить в Эрмитаже?", гендиректор спокойно ответил: "Все, что было надо - воплощено".
Комментариев нет:
Отправить комментарий