понедельник, 7 апреля 2025 г.

О выставке акварелиста пушкинской эпохи Василия Садовникова

 5 апреля в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открылась выставка «Василий Семенович Садовников. Акварели пушкинской поры», посвященная 225-летию со дня рождения этого выдающегося русского акварелиста.


Этого художника можно с полным правом назвать певцом как Петербурга пушкинского времени, так и XIX века в целом. Именно наш город стал сквозной темой его творчества – парадный и будничный, но всегда прекрасный.

Всем известно выдающая «Панорама Невского проспекта» - произведение Садовникова, которое с годами приобрело огромное историко-культурное значение. Среди фигур на панораме художник запечатлел и А.С. Пушкина.


Русский музей, обладающий самой крупной коллекцией работ Садовникова, знакомит зрителей со 127 шедеврами из своего собрания а также с 13 произведениями мастера из Эрмитажа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музея архитектуры имени А. В. Щусева, Музея-заповедника «Петергоф», Музея-заповедника «Царское Село» и частной коллекции.



На пресс-показе выставки генеральный директор Русского музея Алла Манилова сказала: «Пушкинская пора – это золотое время для нашей культуры. В эти годы, в середине XIX века, в Петербурге творили великие поэты и писатели, архитекторы и художники, в том числе Василий Садовников - почти ровесник А.С. Пушкина и Карла  Брюллова.

Расцвет акварели тоже пришелся на это время и нет, наверное, другого художника, который бы сделал главной темой своего творчества наш город, поэтому очень важно прийти на эту выставку».

 Данная выставка во всем многообразии образов города представляет творческое наследие Садовникова как своеобразную изобразительную энциклопедию Петербурга 1830-х – 1850-х. В отличие от видописцев более раннего времени он на своих акварелях, изображая улицы, проспекты, площади города и его окрестностей, достигал впечатления на них многолюдья.


 
Как сказал заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский, «география произведений Василия Садовникова чрезвычайно широка – это виды Петербурга, а также  Ревеля, Вильно, Гельсингфорса. Но по существу этот художник – хроникер петербургской жизни первой половины 19 века. Тень пушкинского Петербурга над всеми произведениями Садовникова».

 Если говорить о биографии художника, то Василий Садовников, оказывается, не получил систематического художественного образования. Его родители были крепостными княгини Н.П. Голицыной, послужившей прообразом старой графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

С самого начала своей профессиональной деятельности Садовников предпочитал технику акварели, позволяющую быстро и подробно зафиксировать увиденное, однако требующую от исполнителя большого мастерства.

Говорят, что именно благодаря своей покровительнице графине С.В. Строгановой Садовников стал получать заказы от Общества поощрения художников: он раскрашивал гравюры, но постепенно ему стали поручать самостоятельное написание видов Петербурга и окрестностей, при этом он оставался «дворовым человеком» княгини Н.П. Голицыной.

На выставке в Михайловском замке сейчас можно увидеть его ранние произведения из собрания Русского музея, в том числе виды Строгановской дачи на Черной речке, парголовской усадьбы графини В.П. Полье.


Крупнейшим творческим достижением Садовникова стало создание панорамы Невского проспекта по заказу издателя Андрея Прево. Общая длина панорамы составила 15,65 метров при ширине 15 сантиметров. В 1830-1835 гг. правая теневая сторона проспекта была литографирована по рисунку Садовникова Ильей Ивановым, а левая солнечная – Петром Ивановым.

Газеты того времени писали, что «это самый похожий портрет нашего красавца, Невского проспекта. Многие из  его посетителей попали на панораму».




Садовников зафиксировал прогуливающихся чиновников с дамами, скачущих военных, нянек с детьми, спешащий простой люд, проезжающие кареты, телеги, груженые сеном. Дух пушкинского времени отражен в этом документально-художественном произведении, а самого поэта Садовников изобразил рядом с домом Голландской церкви.

В 1838-м Садовников получил вольную, и Академия художеств удостоила его звания «свободного неклассного художника». Его творчество привлекло внимание Николая I, и с тех пор он постоянно работал по заказу императора.


Его акварели, представленные на выставке, дают представление о методе работы художника и служат документом эпохи. Заказчиком Садовникова был и Александр II. 

 В 1850-е Садовников много работал в окрестностях Петербурга. На выставке представлены пейзажные виды Павловска, Гатчины, Петергофа и усадьбы Гостилицы.






Особую прелесть составляют его работы в интерьерном жанре, интерес к которому возник к середине XIX века. Отдельный зал на выставке посвящен серии интерьеров Юсуповского дворца и Дома графини З.И. де Шово-Нарышкиной на Литейном проспекте (бывший Лекторий).





Они отличаются тонкостью и выразительностью рисунка, яркостью колорита. Многие интерьеры утратили свой первоначальный облик, и только благодаря скрупулезно выполненным акварелям Василия Садовникова сегодня можно составить впечатление о прежнем великолепии этих дворцов.

Например, о дворах дворца на Литейном проспекте можно узнать только благодаря его работам. Или об облике многих зданий на Мойке, можно судить лишь по акварелям Василия Садовникова.

Последний зал выставки показывает утраченные интерьеры Зимнего дворца, о которых увлекательно рассказала ведущий научный сотрудник отдела рисунка Русского музея Ольга Капарулина.

Тем и ценно творчество Василия Садовникова, что в его акварелях до сих пор живут пушкинский Петербург, императорская столица и те исторические детали, о которых так важно знать последующим поколениям.

Выставка в Михайловском замке продлится до 14 июля 2025 года.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий