среда, 30 апреля 2025 г.

О том, как «Тайный брак» стал явным в «Санктъ-Петербургъ Опера»

 Наверное, многие видели в этом театре соревнование двух опер-буфф - Моцарта и Сальери. С конца апреля в его репертуар вошла еще одна опера в этом жанре их современника – «Тайный брак» Доменико Чимарозы.


Известно, что опера «Тайный брак» впервые была представлена на сцене Придворного театра Вены 7 февраля 1792 года и была показана повторно на следующий день по требованию зрителей, так она понравилась тогдашней публике.

Основные сюжетные линии либретто оперы заимствованы из комедии «Тайный брак» (1766) английских авторов Джорджа Колмена-старшего и Дэвида Гаррика, навеянной серией гравюр У. Хогарта «Брак по моде».

 Суть сюжета такова: богатый купец Джеронимо хочет выдать за графа Робинзона свою старшую дочь Лизетту, но странно одетому поначалу графу пришлась по сердцу младшая, Каролина. Но она уже тайно обвенчана с бедным приказчиком отца — Паолино, в которого при этом влюблена ее тетка, немолодая вдова Фидальма. Паолино и Каролина собираются сбежать из дома, тогда и открывается их тайный брак. В результате граф, чтобы не потерять богатое приданое, все же соглашается жениться на Лизетте, а тайный брак младшей становится явным, то есть отец все же признает его.



Таким образом, в этой комической опере высмеивается богатый купец, готовый купить знатного мужа для дочери, а также выводится на чистую воду обедневший аристократ, продающий свой титул.

 Талантливый итальянский композитор Доменико Чимароза, уроженец Неаполя, в свое время был очень знаменит. Одно время он служил при дворе Екатерины 11, и она даже намеревалась сделать его своим придворным композитором, но случился скандал, об истоках которого пишут разное. По одной из версий – Доменико Чимароза слишком хорошо относился к жене посла Серра Каприола и написал очень проникновенную траурную мессу на ее смерть. Рано умершую красавицу отпевали в одном из храмов тогдашнего Санкт-Петербурга в 1787 году и почти сразу после этого Доменико Чимароза покинул Россию.

 

Вот якобы в пути он и написал музыку к опере «Тайный брак», и она поистине замечательна. А еще говорят, что как раз в это время решался вопрос о том, кто станет композитором при Венском дворе и одной из кандидатур был как раз Чимароза. Но стал придворным композитором великий Моцарт.

 

Чимароза в «Тайном браке» вышел за рамки традиционной оперы-буфф, стремясь воссоздать живые характеры. В его музыке прекрасно сочетаются  лирика, драматизм и буффонада. Музыковеды утверждают, что в ней несомненно чувствуется воздействие Моцарта, и якобы «Тайный брак» подготавливает появление Россини.

 

 Недаром режиссер-постановщик этой оперы-буфф заслуженный работник культуры РФ Татьяна Карпачева вспоминает, что по словам австрийского критика Э. Ганслика, Чимароза «заключил тайный брак со "Свадьбой Фигаро", от которой родился "Севильский цирюльник".

Премьера оперы прошла в апреле трижды, и в первом показе для прессы роль хозяина дома исполнял Юрий Фельдшеров, трогательно старавшийся пристроить старшую дочь, уговаривающий графа Робинзона в исполнении Кирилла Иванова жениться именно на ней. Исполнение всех арий шло на итальянском языке, но речитативы для лучшего понимания сюжета шли на русском.  



Размер сцены данного театра идеально соответствует формату жанра этой оперы-буфф и воплощению сюжета шестью персонажами. Новая редакция постановки радикально отличается от всех предыдущих. Либретто создано
известным драматургом Юрием Димитриным на основе исторического текста Джованни Бертати.

 Артисты театра хорошо вписались в XVIII век – прекрасные как всегда голоса певцов этого театра в очередной раз порадовали зрителей. Каролина – Светлана Артуманова была мила и непосредственна, ее тайный супруг Паолино (Василий Ремезов) нежен, а его тенор отлично охарактеризовал героя.

На контрасте представлены Лизетта   - Мария Бочманова и ее тетушка Фидальма  в исполнении Натальи  Воробьевой. Но это не означает, что именно они поют эти арии в других премьерных показах этой оперы, так как, судя по программке, 5 ролей имеют по три состава исполнителей, а на роль Робинзона назначены даже четыре артиста. 

Это одна из особенностей театра «Санктъ-Петербургъ Опера», который со дня его основания возглавляет  его художественный руководитель,  народный артист России Юрий Александров. Он подчеркнул, что «речитативы звучат здесь по-русски, чтобы все перипетии героев и юмор, пронизывающий сочинение, были максимально понятны зрителям. Это жизнерадостное, динамичное зрелище, перекликающееся по искрометности действия с классикой той эпохи».

Итак, репертуар театра "Санктъ-Петербургъ Опера" пополнился редко идущей на сцене других российских театров оперой-буфф "Тайный брак" Доменико Чимарозы, где  артисты отчетливо проявили себя в комедийном жанре.

Сценографию и костюмы создал народный художник России Вячеслав Окунев. Видимо еще одна их общая задумка с постановщиком спектакля - роскошная старинная дверь, которой уготована одна из главных статичных ролей, она постоянно открывает новые перспективы, хотя и сама по себе тоже чудо как хороша.

В итоге получился остросюжетный спектакль, где увлекательная интрига оперы раскрывается в изысканной музыке эпохи барокко. А государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», созданный в 1987 году – кстати через 200 лет после создания названной оперы-буфф, еще раз доказал, что способен ставить оперы самого разного направления, в том числе и комические.




Комментариев нет:

Отправить комментарий