четверг, 15 мая 2025 г.

Как объяснить собаке, что человек уже не вернется?

 Известно, что фильмы с участием собак, просто обречены на успех у зрителей. «Хатико» с Ричардом Гиром, или «Белый Бим, Черное ухо» с нашим Вячеславом Тихоновым помнят все. И вот с 15 мая на экраны страны выходит американская картина «Верный друг» с Наоми Уоттс и Биллом Мюрреем, которую тоже стоит посмотреть.


Этот фильм является экранизацией романа Сигрид Нуньес, и в оригинале он называется просто "Друг". Книга получила Национальную Книжную премию. Ее и взяли как основу для своего фильма американские режиссеры Скотт Макгихи и Дэвид Сигел, сами написавшие сценарий.


Сюжет картины на первый взгляд довольно простой: американка, писательница и преподавательница, теряет своего друга и наставника, а после его смерти внезапно получает в наследство огромного пса, с которым они вместе пытаются пережить утрату.

 


"Что думают собаки, видя, как люди плачут?" – одна из фраз фильма, и вторая: «Как объяснить собаке, что человек уже не вернется?» Они и составляют его главный смысл.


Главная героиня фильма Айрис, которую великолепно, хотя и поначалу очень сдержанно, играет Наоми Уоттс, обычная женщина, которая скорбит после смерти своего самого близкого и многолетнего друга Уолтера, отлично сыгранного Биллом Мюрреем - многие из нас его прекрасно помнят по культовому фильму «День сурка».



 Его персонаж по имени Уолтер, известный писатель и любитель женщин, трижды женатый, многие годы друживший с Айрис, ушёл из жизни, оставив после себя не только рукописи, но и королевского дога по кличке Аполлон — 150 фунтов шерсти, тоски в глазах и безмерного обаяния.

 


По словам третьей жены писателя, он решил доверить пса только своей подруге, но никакого письменного свидетельства об этом нет, и скорее всего, судя по одному из эпизодов картины, она просто так от него решила избавиться.

 

И огромный пес нежданно-негаданно сваливается на попечение немолодой, одинокой, живущей своей жизнью женщины, скорее кошатницы по натуре, к тому же никогда не имевшей дела с собаками вообще, и с такими огромными в частности.


Но что делать – Уолтера она не просто ценила как друга, она его сильно любила, хотя никогда не говорила ему об этом, даже дружила с его первой женой и всю жизнь вникала в перипетии его любовных отношений и переживаний.

Кадры, как она впервые ведет на поводке огромного пса по Нью-Йорку, заходит с ним в дом, где снимает квартиру, зная, что собак держать там категорически запрещают под страхом выселения, очень впечатляют. А уж когда Аполлон с разбега сразу оккупирует ее кровать в крохотной квартирке и вовсе дают понять - кто в доме хозяин.



И начинается – хаос, как только она оставляет его одного, хотя заботливая женщина пытается наладить с ним контакт, включая музыку, но он разносит все в квартире, отказывается есть и смотрит на нее с почти человечьей тоской. В результате хозяйке стелит себе на полу, а дог царит в кровати, но, как ни странно, симпатии зрителей все же на его стороне.

А дальше продолжается история как встретились два одиночества, страдающих от утраты главного человека в своей жизни. Очень трогательны сцены, когда Аполлон резко реагирует, отнимая у Айрис футболку своего хозяина, а услышав, как она вслух читает строки из его книги, наконец, прекращает свой протест и становится все понимающим существом.

Между тем, владелец дома категорически протестует против содержания собак в арендованных жильцами квартирах - Айрис грозит выселение, но и отказаться от Аполлона она не может.  И не потому, что хочет быть героем, а потому, что этот пёс — последняя ниточка, связывающая её с Уолтером.

 Сама Айрис тонет в своем горе – ее друг ведь не просто умер, он покончил содой, не объяснив никому и ничего, а рядом с ней огромный пёс тоже горюет. Его глаза, полные тоски, его тяжёлые вздохи, его привычка лежать и смотреть так, как будто ждёт хозяина — всё сближает их в общем страдании по покинувшему их Уолтеру.

 Этого героя исполнитель роли Билл Мюррей, в коротких воспоминаниях Айрис, преподносит как харизматичного, сложного, иногда невыносимого человека. Его тень почти в каждом кадре: в разговорах Айрис, в её попытках разобраться в его рукописях – ей надо подготовить книгу о нем. И постепенно становится понятно, что Уолтер не просто оставил ей собаку — он оставил ей шанс не забыть его и научиться вместе с Аполлоном пройти через боль его утраты.


Очень своеобразны кадры в последней части фильма, когда Уолтер и Айрис якобы сидят в его бывшем доме на диване и молчат. Видно, что они понимают друг друга без слов, они близки по мировосприятию и все же эгоизм его ухода, самоубийства, проявляется в сцене, когда вся сдержанность Айрис рушится при ее свидании с психотерапевтом. Она кричит о своей боли, и от страха, что ей придется отдать Аполлона в собачий приют, как требуют от нее условия проживания в центре Нью-Йорка.





Но выход находится, хотя возможно временный, и последние кадры фильма очень умиротворяющие – Аполлон – его роль просто великолепно сыграл датский дог по имени Бинг, сидит около воды, Айрис рядом, и они счастливы вместе, так хорошо понимающие друг друга.



Сам этот фильм — как ваш пёс, который просто ложится рядом. Он не решит ваших проблем, но это как разговор по душам, который останется с вами надолго.

P.S. У нас в семье был свой верный друг - колли по имени Шелтон. Как чутко он берег наш сон в выходные дни, давая нам поспать подольше и только видя, что мы уже просыпаемся, начинал стучать хвостом и приносил поводок.

Как послушно спрыгивал с дивана, где ему не разрешалось лежать, как только слышал поворот ключа в двери, когда мы возвращались домой. 

И как он внезапно заболел неизвестно чем и стал угасать на глазах, когда перед этим болела моя мама - у нее началась череда ишемических микроинсультов. Он умер, а она еще прожила почти ровно год. Потом мне сказали, что наш Шелтон взял на себя ее уход... Ему было всего 7 лет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий