вторник, 27 мая 2025 г.

Не сглазь мне бабушку!

 Неаполь, которого в фильме нет, ограбление банка комедийное, почти бутафорское, видимо только с целью показать, насколько глупым может быть грабитель, и настолько же зацикленным служитель банка – таковы перипетии новой итальянской комедии «Ограбление по-неаполитански», вышедшей на экраны кинотеатров Санкт-Петербурга.

 


 

Начиная с 1995 года, комедийное трио “Дитело вой” («I Ditelo Vo) не перестаёт удивлять зрителей по всему миру. Это название объединяет трех итальянских актеров и режиссеров Раффаэле Ферранте, Франческо де Фрайя и Доменико Манфреди, которые проносят свою традицию комедии по-итальянски сквозь года.

 

Дело в том, что фильм «Ограбление по-неаполитански» является завершающей частью трилогии, куда входят созданные ими фильмы «Нешуточная мафия» (Gomorroide, 2017) и «Трое мужчин и призрак» (Tre uomini e un fantasma, 2022). Они рассказывают: «Мы неоднократно пробовали себя в жанрах комедии и хоррора и решили, что настало время обратиться к иному жанру, который даёт возможность поднять ряд вопросов социального характера и дать волю фантазии, поместив героев в невероятно смешные ситуации. Этим жанром стал фильм-ограбление. После работы в этом жанре на сцене мы перешли к кино. Невероятным стимулом для нас стал энтузиазм, с которым зрители приняли наш предыдущий фильм “Трое мужчин и призрак”».

 

Так что фильм «Ограбление по-неаполитански» (Bang Bank — L’occasione fa l’uomo morto) по сути является экранизацией одноимённого спектакля, который с большим успехом в настоящее время идет в Италии.

 

Сюжет стартует с ограбления банка, кульминации которого – сам процесс появления грабителя, почему-то не показывают, а начинается он с кадров, где несколько заложников стоят с поднятыми руками, а грабитель … выходит из санузла безоружный. И потом незамысловатый прием – постоянное откладывание в сторону автомата, с которым недоумок-грабитель напал на банк, становится главной линией его поведения.



Исполнитель этой роли Доменико Манфреди, воплощает на экране того самого глуповатого грабителя, который пошел на преступление ради подарка собственной 91-летней бабушке. И нужны-то ему были всего 5000 евро, но он так заполнил документы, что читая их уже в ходе ограбления, директор банка жестикулирует и гримасничает на грани фантастики, а зрители смеются с недоумением: вместо имени и фамилии в документах стоит кличка грабителя - Котяра, взять он собирался крошечную по меркам банка сумму, а захватил три сумки по миллиону евро в каждой.



 Ну и прочие смешные и не очень прочие детали, из которых главной является его постоянный рассказ про любимую бабушку, с которой он до сих пор живет вместе, и в благодарность о ее заботе хочет порадовать подарком. При этом в ответ на насмешку одного из героев картины, угрожая ему автоматом, восклицает: «Не сглазь мне бабушку!» Когда же потом ее показывают – как образ – то это монстрообразная старуха просит у внука косяк и замышляет какую-то очередную аферу.




 

Этому горе-грабителю противостоят два заложника.

 


Директора банка, так именуется его должность, играет Раффаэле Ферранте. Именно он когда-то сформировал  комедийное трио I Ditelo Voi. На больших экранах дебютировал в 2004 году в фильме режиссёра Дуччо Форцано «Двадцать три». В 2012 году появился в фильме «Реальность» (режиссер Маттео Гарроне). По утверждению киноведов именно он в 2024 году срежиссировал комедийный боевик «Ограбление по-неаполитански».

Будучи неаполитанцем по рождению, Раффаэле Ферранте, видимо, хорошо знает реалии этого города, но в фильме их практически нет, кроме сатирического показа, как во время нападения на банк сменяют друг друга полиция, потом карабинеры, потом дорожная полиция и прочие структуры.

Именно этот персонаж стал невольным виновником ограбления, так как он не одобрил кредит в 5 тысяч евро будущему грабителю, и полмиллиона еще одному участнику, уже невольному. Мимика этого героя, его ужимки и прыжки в ходе фильма заслуживают внимания хотя бы тем, что заставляют вспомнить героев Луи де Фюнеса, а его одураченный вид в конце фильма – сочувствия, особенно за крах его семейной жизни.



 

Исполнителем роли третьего главного героя, и одновременно сорежиссером и сценаристом фильма является Франческо де Фрайя, тоже неаполитанец по рождению. В 2004 году он дебютировал в кино с проектом «Двадцать три», где выступил как актёр и сценарист. В 2015 году исполнил роль Гиджино в фильме «Санта-Клаус не придет с Севера». В 2017 году снялся в фильме «Нешуточная мафия», где сыграл сразу две роли — Франческо и Дженнаро, а также выступил как режиссёр и сценарист.

В «Ограблении по-неаполитански» он исполняет роль рассудительного итальянца, не получившего кредит на полмиллиона евро для строительства объекта на пляже и тоже очень злого на директора банка, но его меланхоличность и хотя бы относительная правдоподобность существования в сложившихся обстоятельствах, выгодно противостоят поведению его друзей по несчастью в фильме и коллег по профессии в реальности.  



Так что эта картина - комедия положений, от комического ограбления сначала переходит к бесконечным диалогам, надо признать временами довольно остроумными в русском переводе, все же более уместными в спектаклях, но отсутствие динамики в перемещениях героев в первой половине фильма тоже более оправданно в театральных постановках. Несколько это компенсируется неожиданным продолжением после взрыва, когда все герои становятся…  призраками, которых видит только ясновидица-жена одного из них. Она именно там – в подземелье рухнувшего банка, рожает темнокожего мальчика, о котором ее муж восклицает: «Моя жена родила вашего сына».



Помимо самого трио, роли также исполнили звёзды итальянского кинематографа Мартина Стелла и Антонелла Мореа.

И, наконец, абсурдность положений к финалу картины и вовсе зашкаливает - это уже привет из потустороннего мира.



Комментариев нет:

Отправить комментарий