пятница, 18 июля 2025 г.

Трагичная «Саломея» прозвучала на Пионерской площади

 Продолжением фестиваля Опера-всем» стало исполнение на площади перед ТЮЗом оперы «Саломея» Рихарда Штрауса.


Одноактная опера «Саломея» (Salome) Рихарда Штрауса была создана в 1905 году по одноимённой пьесе Оскара Уайльда, написанной в   1891 году.

В основе трагедии лежит история Саломеи, персонажа Нового Завета (имя в Библии не названо, впервые оно встречается у Иосифа Флавия). Саломея — падчерица тетрарха Ирода Антипы, обольстившая Ирода исполнением «Танца семи покрывал». К ужасу отчима и к радости своей матери Иродиады она требует в награду голову пророка Иоканаана (в Библии Иоанна Крестителя) на серебряном блюде. Трактовка библейского сюжета тогда вызвала скандал в Англии. Пьеса долгое время находилась под запретом, как в Великобритании, так и в России из-за того, что запрещалось выводить на сцену библейских персонажей.

Это сюжет пьесы, по которой Рихард Штраус написал собственное либретто, где трактовка, на мой взгляд, чуть иная.

 

Действие происходит в библейские времена во дворце царя Ирода. Саломея, падчерица царя, влюбляется в пророка Иоканаана (Иоанн Креститель), но он отвергает её. Оскорблённая Саломея клянётся добиться его поцелуя любой ценой. Царь Ирод, одержимый Саломеей, обещает исполнить любое её желание, если она станцует для него. После исполнения «Танца семи покрывал» Саломея требует голову Иоканаана на серебряном блюде. Ирод вынужден исполнить клятву. Получив голову, Саломея признаётся в любви мёртвому пророку и целует его уста. Ирод в ужасе приказывает убить её.

 Перед началом показа этой оперы на Пионерской площади ее режиссер-постановщик Виктор Высоцкий довольно подробно пересказал  сюжет, уточнив, что эта опера строится по закону триад и при показе на открытым воздухе не будет титров, как бывает в зданиях театров. Он представил всех действующих лиц и пожелал многочисленной публике, занявшей не только все сидячие места, но и стоявшей вдоль ограды и даже сидевшей на газонах, вдумчивого просмотра и наслаждения прекрасной музыкой.

А Фабио Мастранджело - музыкальный руководитель фестиваля, на сей раз уступивший место дирижера Сергею Стадлеру, сказал: «Эта опера сложная для всех - для дирижера, музыкантов оркестра, всех солистов, поэтому многие боятся ее, но мы приняли решение все же ее  поставить». Он также порадовался солнечной погоде для ее показа и пожелал зрителям хорошего прослушивания этой редкой для постановки оперы.

И полилась чудесная музыка в исполнении Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством народного артиста России Сергея Стадлера, которые течение 2 часов без антракта радовали публику.




Первой сценой по задумке режиссера стала трапеза за пиршественным столом, устроенная царем Иродом для своих гостей, на которой присутствовали его жена Иродиада и падчерица Саломея, и где уже зародился главный конфликт – его претензия на внимание младшей и ревность со стороны старшей.

Преследуемая его жадными взглядами Саломея покидает трапезу и звучит ее ария в прекрасном исполнении солистки Мариинского театра Жанны Домбровской. Ее отчим тетрарх Галилеи Ирод, в исполнении также солиста Мариинского театра Андрея Попова, начинает грозно гневаться на томящегося  в подземелье пророка Иоканаана, чем вызывает любопытство падчерицы, которая непременно хочет взглянуть на пленника.

 В этом ей не может отказать также влюбленный в нее стражник Нарработ (Артем Мелихов, из того же театра), который потом жестоко за это поплатился.

 И тут в канве спектакля происходит ключевой момент – очень торжественно в белом одеянии появляется не изможденный согбенный старик, а прекрасный с горящим взором мужчина, в которого мгновенном влюбляется Саломея. Иоканаан в великолепном исполнении солиста Михайловского театра  Александра Кузнецова поистине производит впечатление пророка, а исполняет он свою роль и как певец, и как драматический артист просто блестяще.


Его гневные арии против Ирода и его жены, погрязших в грехах, такой обличительной силы, поддержанные впечатляющими музыкальными темами, что их накалом можно заразить любого. Но Саломея вместо этого, пытается его обнять, но пророк отвергает ее.



 Сцена выстроена мастерски художником-постановщиком оперы Юлией Гольцовой, а все действие происходит на кроваво-красном огромном кресте, напоминая о распятии, плахе, помосте, а его левую часть занимает как раз пиршественный стол царя Ирода. 

В целом, декорации спектакля прекрасно подчеркивают сценическое действо во всех ответвлениях сюжета.

 


Безусловно хороши и костюмы -   белое сверкающее платье Саломеи в первом действии, сменяется в конце на кроваво-красное одеяние.


А вот ее мать Иродиада весь спектакль в черном. Ее партию исполнила прекрасная певица и показавшая себя талантливой драматической актрисой солистка Мариинского театра Наталья Евстафьева. Постоянно сменяющие друг друга эмоции на ее лице отлично можно было наблюдать на большом экране, стоявшем справа от сцены. Оказывается это Иродиада, исходя ревностью, подсказала идею убить пророка. Как сказано в Евангелии от Матфея про ее дочь:  «По наущению матери своей сказала: дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь и повелел отсечь Иоанну голову…»



Интересно задуман и поставлен так называемый «Танец семи покрывал», который должна исполнять Саломея. Перед режиссером Виктором Высоцким стояла непростая задача -как совместить в одном человеке талант певицы и танцовщицы, и он нашем прекрасное решение.


В этом спектакле есть отдельное действующее лицо – Луна и группа ее поддержки, почти «лунных» танцовщиков. Это пары, в легких повязках исполняющие полный неги танец, великолепно поставленный балетмейстером спектакля Константином Чувашевым.




 



По сюжету, очарованный этим танцем царь Ирод соглашается исполнить любое желание Саломеи, а оно непоправимо трагично – она требует принести ей на блюде отрубленную голову Ионакаана. И … ее приносят и с ней в руках она долго мечется по сцене, идет длительная трагичная ария, которая завершается  тем, что ее саму убивают по приказу Ирода.



Прекрасное исполнение всех без исключения партий солистами, великолепная музыка, блестяще подчеркивающие всю трагичность действия декорации и костюмы вызвали бурю аплодисментов публики. Такие оперные постановки запоминаются надолго не только меломанами, коих было немало в этот вечер на Пионерской площади, но и обычными слушателями «серебряного возраста», которые в первую очередь спешат прийти послушать оперу.  Для них в первую очередь и создавался этот замечательный проект «Опера-всем».




Комментариев нет:

Отправить комментарий