четверг, 24 июля 2025 г.

В Павловском дворце открылась выставка «Музыкальная шкатулка»

 Но речь на ней идет не столько о музыке, сколько о воссоздании  Павловского Музыкального вокзала.

Презентация экспозиции, посвященной архитектуре Павловского Музыкального вокзала, состоялась в преддверии XXV ежегодного праздника цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет», который состоялся в прошлые выходные.  Разместившаяся в Колонном зале Павловского дворца выставка рассказывает как на протяжении времени менялся облик этого легендарного комплекса и его роль в культурной жизни России.


Напомним, что Павловский вокзал — некогда был конечной станцией первой железной дороги Российской империи — Царскосельской железной дороги и находился в Павловском парке в районе Большой звезды.  Движение на участке Санкт-Петербург — Павловск было открыто 22 мая 1938 года, а уже 23 мая того же года здание концертного зала с рестораном, построенное по проекту знаменитого архитектора А. И. Штакеншнейдера принимало там первых любителей музыки.

 


И во многом это здание было первым: Павловский вокзал стал первым постоянным концертным учреждением России, в котором выступали симфонические оркестры. Он  стал также первым в России сооружением подобного типа, определившим как архитектурное решение, так и само наименование зданий пассажирских железнодорожных станций

 

Уточним, что здание, названное «Воксал» (от англ. Vauxhall — воксал), став нарицательным, легло в основу появления в русском языке слова вокзал. И с тех пор все железнодорожные станции России называют вокзалами.

 

 Концерты в том самом Музыкальном Павловском воксале проходили преимущественно в летние месяцы, поскольку в зимние народа достаточно не набиралось. Большинство концертов были бесплатными, поэтому они и привлекали в Павловск огромное количество публики. В какой-то момент именно Павловск, находившийся в 25 верстах от Санкт-Петербурга, превратился в настоящий центр музыкальной жизни столицы.

В 1839 году сюда был приглашен прусский скрипач, дирижер и композитор Йозеф Герман. Он стал первым постоянным дирижером музыкальных сезонов в Павловске. Его на посту дирижера в 1845 году  сменил Иоганн Гунгль.

 Но за год до этого случилось несчастье -  пожар 3 января 1844 года, но музыкальный вокзал был быстро восстановлен и открыт уже 13 мая того же года. Затем в 1860, 1871, 1884 годах он был перестроен и расширен. В 1875 году по проекту архитектора Н. Л. Бенуа неподалёку был возведен Павловский театр.

 Обо всем этом и рассказывает выставка, где представлен прекрасный макет Павловского музыкального вокзала  и целый ряд материалов: сохранившиеся чертежи, планы, неосуществлённые проекты, в том числе проект Андрея Штакеншнейдера 1844 года, а также более поздние планы реконструкции.




Экспозиция охватывает все этапы развития здания: от первоначального проекта и строительства до трагического пожара, уничтожившего первую постройку, а также последующих реконструкций сооружения. Пространство организовано по принципу рабочих кабинетов архитектора прошлого и современности, что формирует атмосферу погружения в историю создания и трансформации знаменитого памятника культуры.





 

«Важно наличие задокументированности, как мы говорим. Здесь комплект, который позволяет нам ориентироваться на все этапы, как строительства музыкального вокзала изначально, так и его восстановление после первого пожара», – отметила генеральный директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева.



 

Вместе с музеем-заповедником «Павловск» в создании выставки приняли участие ОАО «РЖД» и Галерея «Триумф» (Москва).

 

«Эта выставка посвящена чуду превращения эфемерного в материальное. Павловский музыкальный вокзал существует в воспоминаниях, рисунках и фотоизображениях. Надеюсь, через два года он будет стоять там, где его поставили. Это ли не чудо?» – поделился с журналистами Дмитрий Ханкин, управляющий партнёр московской галереи современного искусства  «Триумф». Он также рассказал об одном экспонате этой выставке - подлинной люстре из Музыкального воксала: "Вдруг выяснилось, что в кабинете начальника нынешнего вокзала Павловска висит подлинная люстра из этого Музыкального воксала. В какой-то момент, видимо, эта люстра уехала жить на станцию, а теперь вернулась обратно в Павловск».



Его дополнила куратор выставки Полина Котова: «Мы хотели поговорить о вокзале как о той самой шкатулке, которая становится вместилищем музыкального переживания. Этим и обусловлено название выставки и наличие здесь музыкальных шкатулок разных лет».

 


Экспозиция размещена в двух залах, в первом из которых сделан упор на архитектурные особенности для будущего воссоздания, а второй посвящен современным размышлениям на тему Павловского вокзала и тем исследованиям, которые ведутся для восстановления его исторического облика.








 Возвращаясь к музыкальной истории знаменитого Павловского вокзала, стоит напомнить, что наибольшей популярностью музыкальные павловские сезоны пользовались при Иоганне Штраусе-сыне. Тогда на сцене концертного зала исполнялись его собственные произведения, а также сочинения Рихара Вагнера, Шарля Гуно. Интересно, что именно под управлением Иоганна Штрауса-сына в 1865 году состоялось первое публичное исполнение сочинения для симфонического оркестра Петра Ильича Чайковского "Характерный танец". В оркестре Штрауса на виолончели играл великий князь Константин Николаевич, который был владельцем Павловска в 1849-1892 годах.  В 1880-х годах в Павловском Музыкальном вокзале был образован постоянно действующий симфонический оркестр, которым руководил Н. В. Галкин.

И как тут не вспомнить страницы романа Ф.М. Достоевского из романа «Идиот»: "В Павловском воксале по будням, как известно и как все по крайней мере утверждают, публика собирается «избраннее», чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают «всякие люди» из города. Оркестр, может быть действительно лучший из наших садовых оркестров, играет вещи новые». А читатели этого романа до сих пор ищут в парке скамью, где проходило объяснение между его персонажами – князем Мышкиным и Аглаей.

 

Такое вот легендарное было место – этот Музыкальный вокзал, о котором позже писала Анна Ахматова: «Запахи Павловского вокзала. Обречена помнить их всю жизнь… первый – от допотопного паровозика, парк, salon demusique… потом земляника, резеда и розы».

 

Все это великолепие просуществовало до революции 1917 года, но и потом, надо отметить, оркестр Павловского вокзала вошел в Петроградский государственный симфонический оркестр, а с 1921 года в состав  Петроградской Государственной филармонии  и выступал в Павловске под управлением Эмиля Купера, Николая Малько, Александра  Глазунова. Здесь также выступали Антон Рубинштейн, Сергей Прокофьев, Рейнгольд Глиэр, Федор Шаляпин, балерина Анна Павлова.


Концерты в здании вокзала проходили до начала Великой Отечественной войны, но во время фашистской оккупации Павловска здание вокзала было разрушено. На бывшей вокзальной площади сохранялся лишь чугунный газовый светильник, созданный на месте фонтана во второй половине XIX века. Тупиковая железнодорожная ветка была разобрана.


Сейчас на этом месте большой красивый камень с соответствующей табличкой.




 Разговоры о восстановлении Музыкального вокзала в Павловске, ведутся много лет. Еще в 1970-х музей разработал эскизный проект, однако тот не был реализован. В 2023 году археологи ИИМК РАН нашли исторические фундаменты здания (именно их сейчас и оформляли в собственность и передавали в управление ГМЗ). Был сформирован Совет по реализации проекта, в который вошли известные музыканты — Игорь Бутман, Валерий Гергиев, Фабио Мастранджело, рассмотрена концепция воссоздания.

 «Оформлено право собственности Российской Федерации на объект «Музыкальный вокзал» и состоялась передача объекта Росимуществом в оперативное управление Государственного музея-заповедника «Павловск». Теперь мы можем приступать к работам по его воссозданию», — рассказал в прошлом году первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим Михайлов.

 Говоря о разработке концепции воссоздания Павловского Музыкального вокзала совместно с Минкультом РФ, Вадим Михайлов напомнил, что работа по возрождению исторического объекта проходит в рамках заключённого на ПМЭФ-2025 соглашения.

"Новая выставка демонстрирует глубину исследовательской работы, которая ведётся для последующего восстановления архитектурного облика уникального объекта железнодорожной инфраструктуры и центра культурной жизни столицы Российской империи XIX — начала XX веков с максимальной исторической достоверностью", — подчеркнул он.

 



Выставка «Музыкальная шкатулка: воссоздание Павловского вокзала» открыта для посещения до 25 августа. А мы все будем надеяться, что через 2 года на историческом месте появится воссозданный Музыкальный вокзал, а сам Павловск может снова стать центром музыкальной жизни Санкт-Петербурга.




 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий