Но речь на ней идет не столько о музыке, сколько о воссоздании Павловского Музыкального вокзала.
Презентация экспозиции, посвященной архитектуре Павловского Музыкального вокзала, состоялась в преддверии XXV ежегодного праздника цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет», который состоялся в прошлые выходные. Разместившаяся в Колонном зале Павловского дворца выставка рассказывает как на протяжении времени менялся облик этого легендарного комплекса и его роль в культурной жизни России.
Напомним, что Павловский вокзал — некогда был конечной станцией первой железной дороги Российской империи — Царскосельской железной дороги и находился в Павловском парке в районе Большой звезды. Движение на участке Санкт-Петербург — Павловск было открыто 22 мая 1938 года, а уже 23 мая того же года здание концертного зала с рестораном, построенное по проекту знаменитого архитектора А. И. Штакеншнейдера принимало там первых любителей музыки.
И во многом это здание было первым: Павловский
вокзал стал первым постоянным концертным учреждением России, в котором
выступали симфонические оркестры. Он стал
также первым в России сооружением подобного типа, определившим как
архитектурное решение, так и само наименование зданий пассажирских
железнодорожных станций.
Уточним, что здание, названное
«Воксал» (от англ. Vauxhall — воксал), став нарицательным, легло в основу появления в русском
языке слова вокзал.
И с тех пор все железнодорожные станции России называют вокзалами.
Концерты в том
самом Музыкальном Павловском воксале проходили преимущественно в летние месяцы,
поскольку в зимние народа достаточно не набиралось. Большинство концертов были
бесплатными, поэтому они и привлекали в Павловск огромное количество публики. В
какой-то момент именно Павловск, находившийся в 25 верстах от Санкт-Петербурга,
превратился в настоящий центр музыкальной жизни столицы.
В 1839 году сюда был приглашен прусский скрипач, дирижер и композитор Йозеф Герман. Он стал первым постоянным дирижером музыкальных сезонов в Павловске. Его на посту дирижера в 1845 году сменил Иоганн Гунгль.
Экспозиция охватывает все этапы развития здания: от первоначального проекта и строительства до трагического пожара, уничтожившего первую постройку, а также последующих реконструкций сооружения. Пространство организовано по принципу рабочих кабинетов архитектора прошлого и современности, что формирует атмосферу погружения в историю создания и трансформации знаменитого памятника культуры.
«Важно наличие задокументированности, как мы говорим.
Здесь комплект, который позволяет нам ориентироваться на все этапы, как
строительства музыкального вокзала изначально, так и его восстановление после
первого пожара», – отметила генеральный директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева.
Вместе с
музеем-заповедником «Павловск» в создании выставки приняли участие ОАО «РЖД» и
Галерея «Триумф» (Москва).
«Эта выставка посвящена чуду превращения эфемерного в
материальное. Павловский музыкальный вокзал существует в воспоминаниях,
рисунках и фотоизображениях. Надеюсь, через два года он будет стоять там, где
его поставили. Это ли не чудо?» – поделился с журналистами Дмитрий Ханкин, управляющий
партнёр московской галереи современного искусства «Триумф». Он также рассказал об одном экспонате
этой выставке - подлинной люстре из Музыкального воксала: "Вдруг выяснилось,
что в кабинете начальника нынешнего вокзала Павловска висит подлинная люстра из
этого Музыкального воксала. В какой-то момент, видимо, эта люстра уехала жить
на станцию, а теперь вернулась обратно в Павловск».
Его дополнила куратор выставки Полина Котова: «Мы хотели поговорить о вокзале как о той самой шкатулке, которая становится вместилищем музыкального переживания. Этим и обусловлено название выставки и наличие здесь музыкальных шкатулок разных лет».
Экспозиция размещена в двух залах, в первом из которых
сделан упор на архитектурные особенности для будущего воссоздания, а второй
посвящен современным размышлениям на тему Павловского вокзала и тем
исследованиям, которые ведутся для восстановления его исторического облика.
Такое вот легендарное было место – этот Музыкальный
вокзал, о котором позже писала Анна Ахматова: «Запахи Павловского вокзала.
Обречена помнить их всю жизнь… первый – от допотопного паровозика, парк, salon
demusique…
потом земляника, резеда и розы».
Все это великолепие просуществовало до революции 1917 года, но и потом, надо отметить, оркестр Павловского вокзала вошел в Петроградский государственный симфонический оркестр, а с 1921 года в состав Петроградской Государственной филармонии и выступал в Павловске под управлением Эмиля Купера, Николая Малько, Александра Глазунова. Здесь также выступали Антон Рубинштейн, Сергей Прокофьев, Рейнгольд Глиэр, Федор Шаляпин, балерина Анна Павлова.
«Оформлено право собственности Российской
Федерации на объект «Музыкальный вокзал» и состоялась передача объекта
Росимуществом в оперативное управление Государственного музея-заповедника
«Павловск». Теперь мы можем приступать к работам по его воссозданию», — рассказал
в прошлом году первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Вадим
Михайлов.
"Новая выставка демонстрирует глубину
исследовательской работы, которая ведётся для последующего восстановления
архитектурного облика уникального объекта железнодорожной инфраструктуры и
центра культурной жизни столицы Российской империи XIX — начала XX веков с
максимальной исторической достоверностью", — подчеркнул он.
Выставка «Музыкальная
шкатулка: воссоздание Павловского вокзала» открыта для посещения до 25 августа.
А мы все будем надеяться, что через 2 года на историческом месте появится воссозданный
Музыкальный вокзал, а сам Павловск может снова стать центром музыкальной
жизни Санкт-Петербурга.

.jpg)





.webp)


Комментариев нет:
Отправить комментарий