В музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялась
презентация уникального издания — «Non omnis moriar Записная книжка Огюста Монферрана. 1810-1830-е».
Новое научное издание является первой публикацией
записной книжки архитектора из собрания Отдела рукописей Российской
национальной библиотеки.
Для участия в презентации в выходной для Исаакиевского
собора день в его великолепном пространстве собрались представители многих
музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, журналисты, архитекторы и все,
кому интересны новые данные о знаменитом зодчем.
Авторы и составители уникального издания рассказали о
том, как шла работа над этой бесценной и очень красиво оформленной книгой
большого формата на мелованной бумаге.

Директор Государственного музея «Исаакиевский собор»
Юрий Мудров, написавший предисловие к этой книге, уточнил, что это труд не
только сотрудников их музея.
«Это большой совместный проект многих институций,
трудились очень многие». И в первую очередь он назвал Российскую публичную библиотеку , которая является
законным владельцем этого бесценного
артефакта.
Анна Голованова, заместитель директора музея «Исаакиевский
собор», сказала о том, что проведена очень большая работа, в том числе с хорошими
редакторами и типографиями. «Музей издал порядка 20 новых книг, среди них и каталоги
выставок, и еще ждут выхода 3 новых издания, презентация одного из них намечена
на 3 сентября» - сказала она.

Василий Яковлев, старший научный сотрудник этого музея
рассказал об авторском коллективе этой фактически коллективной монографии: «Основной
герой нашего коллектива - Инна Семенова, главный научный сотрудник
Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Именно ей принадлежит подвиг
по расшифровке индивидуального почерка Монферрана и перевод его записей с
французского, а причина работы именно целого авторского коллектива заключена в
содержании записной книжки героя – уточнил он. - Обычно записная книжка
предназначена лишь для личных сведений. Особенностью записей великого зодчего
является ее творческое содержание, которое условно делится на несколько частей.
Первый тематический блок – это рисунки 1816-1820
годов, второй - содержит программы архитектурных конкурсов, третий - это список
книг из личной библиотеки, и еще один включает рисунки мебели. Эта записная книжка
в Отделе рукописей была известна специалистам, но впервые она издана со всеми
комментариями, в ней публикуется как французский текст, так и перевод. Название
издания неслучайно - спустя 200 лет эпиграф архитектора звучит как эпитафия – Non omnis moriar – это цитата из Горация».

Российскую национальную библиотеку представлял сотрудник
Отдела рукописей Иван Поляков, назвавший
записную книжку Монферрана - одним
из тех сокровищ, что находятся в их собрании музейных поступлений. «После
выхода в свет этого издания оригинал может оставаться на хранении и не будет
выдаваться так часто по запросам, и в этом тоже прекрасное свойство завершенного
проекта».
Праздником для всех назвала издание этого труда Инна
Семенова, главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга, которая
упомянула и тех, без которых оно не могло состояться. «Исследования предшественников
- это Валерий Шуйский и Елена Краснова, которые посвятили творчеству Монферрана
многие годы, нам очень помогли. Например, через переписку с Демидовыми нашлись
точные ссылки, которые очень помогли открыть новые страницы истории, связанной
с биографией Монферрана – уточнила она. - Книжка многоплановая – описания,
графическая часть, найден автопортрет, правда, тонким карандашом, трудоемкой
была работа над записями карандашом, в чем очень помогли сотрудники РНБ, так
как мы постоянно обращались к рукописи. Книги личной библиотеки Монферрана
перечислены иногда очень кратко и основная работа была с этим списком
книг. Было много сюрпризов и вызовов.
Например, адрес с левой стороны на обложке подсказал дату начала записей».По ее словам, Монферран был страстным коллекционером и
много времени посвящал тому, чтобы в своем доме на набережной Мойки перемещать
предметы своей коллекции. Долгое время
выясняли, когда именно вносились им записи в свою книжку уже потом по письмам и
другим источникам. «Помолчим, будем терпеливы и время все расставит по местам»
- как утверждает Инна Семенова это утверждение повторяется в записной книжке
несколько раз и, как она считает, видимо это жизненное кредо Огюста Монферрана.
О биографии зодчего большая тщательно проработанная глава
в издании с уточнением происхождения его фамилии, всего рода и семьи, его образовании
и французском периоде его жизни, когда он служил в кавалерии наполеоновской
армии. По призванию он кроме архитектора был еще и офицером.
Интересно завещание Монферрана 1835 года, по поводу
его захоронения в крипте Собора. Отдельная история о времени его жизни в
Санкт-Петербурге и о судьбе его коллекции, которая исчезла, и находят только
отдельные ее предметы.
«По поводу колоссального собрания – практически это
был музей Монферрана. Печальна его судьба, потому так важной cтала публикация его
записной книжки. Это еще и открытие новой серии исследований его жизни и творчества»
- сказала она в заключение.
Валентина Федоренко, главный научный сотрудник
Академии художеств в Санкт-Петербурге более подробно рассказала о том, как он
сам создавал список своих личных книг, коих в записной книжке поименовано 248,
а по каталогу РНБ их было порядка 750. 137 наименований книг на разных языках посвящены
архитектуре. Несколько книг Монферрана в настоящее время хранятся в научной библиотеке
Академии художеств с автографом - личной печатью Монферрана и датой покупки -
1818-1822 годы.


Независимый эксперт Елена Яковлева рассказала о том,
как атрибутировали рисунки Монферрана из его записной книжки. «Удивительно его умение
скомпоновать декоративно-прикладные детали и огромные формы. В ней зарисовки
купола Дома инвалидов Париже, итальянских городов, обращения к военной
тематике. Есть схематические рисунки и детально проработанные. Много портретов
в профиль и автопортрет серебряным карандашом. Интересен раздел с проектами
конкурсными во Франции, и во всех рисунках автора видно движение творческой
мысли» - утверждает эксперт.

Подводя итог, можно
сказать, что уникальность и ценность этого издания обусловлена, среди прочего,
тем, что в настоящее время не известно других записных книжек выдающегося
зодчего. Необычны её формат, содержание, история. В ней Монферран предстаёт как
начинающий архитектор - приведены программы архитектурных конкурсов во Франции,
тонкий библиофил - дан перечень книг личной библиотеки, талантливый рисовальщик
- на листах множество эскизов и рисунков, и, наконец, просто человек, благодаря
его немногочисленным заметкам личного характера.
Хочется надеяться, что книга будет интересна как
специалистам, так и всем, кто интересуется историей России, Франции, а также в
целом историей зодчества и декоративно-прикладного искусства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий