суббота, 16 августа 2025 г.

Жизненное кредо великого зодчего: издана Записная книжка Огюста Монферрана

 В музее-памятнике «Исаакиевский собор» состоялась презентация уникального издания — «Non omnis moriar Записная книжка Огюста Монферрана. 1810-1830-е».


Новое научное издание является первой публикацией записной книжки архитектора из собрания Отдела рукописей Российской национальной библиотеки.

 Для участия в презентации в выходной для Исаакиевского собора день в его великолепном пространстве собрались представители многих музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, журналисты, архитекторы и все, кому интересны новые данные о знаменитом зодчем.




 Авторы и составители уникального издания рассказали о том, как шла работа над этой бесценной и очень красиво оформленной книгой большого формата на мелованной бумаге.

 

Директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, написавший предисловие к этой книге, уточнил, что это труд не только сотрудников их музея.  

«Это большой совместный проект многих институций,

трудились очень многие». И в первую очередь он назвал  Российскую публичную библиотеку , которая является законным владельцем этого  бесценного артефакта.



Анна Голованова, заместитель директора музея «Исаакиевский собор», сказала о том, что проведена очень большая работа, в том числе с хорошими редакторами и типографиями. «Музей издал порядка 20 новых книг, среди них и каталоги выставок, и еще ждут выхода 3 новых издания, презентация одного из них намечена на 3 сентября» - сказала она.



 Василий Яковлев, старший научный сотрудник этого музея рассказал об авторском коллективе этой фактически коллективной монографии: «Основной герой нашего коллектива - Инна Семенова, главный научный сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Именно ей принадлежит подвиг по расшифровке индивидуального почерка Монферрана и перевод его записей с французского, а причина работы именно целого авторского коллектива заключена в содержании записной книжки героя – уточнил он. - Обычно записная книжка предназначена лишь для личных сведений. Особенностью записей великого зодчего является ее творческое содержание, которое условно делится на несколько частей.  Первый тематический блок – это рисунки 1816-1820 годов, второй - содержит программы архитектурных конкурсов, третий - это список книг из личной библиотеки, и еще один включает рисунки мебели. Эта записная книжка в Отделе рукописей была известна специалистам, но впервые она издана со всеми комментариями, в ней публикуется как французский текст, так и перевод. Название издания неслучайно - спустя 200 лет эпиграф архитектора звучит как эпитафия – Non omnis moriar – это цитата из Горация».

Российскую национальную библиотеку представлял сотрудник Отдела рукописей Иван Поляков, назвавший  записную книжку Монферрана -  одним из тех сокровищ, что находятся в их собрании музейных поступлений. «После выхода в свет этого издания оригинал может оставаться на хранении и не будет выдаваться так часто по запросам, и в этом тоже прекрасное свойство завершенного проекта».

Праздником для всех назвала издание этого труда Инна Семенова, главный научный сотрудник музея истории Санкт-Петербурга, которая упомянула и тех, без которых оно не могло состояться. «Исследования предшественников - это Валерий Шуйский и Елена Краснова, которые посвятили творчеству Монферрана многие годы, нам очень помогли. Например, через переписку с Демидовыми нашлись точные ссылки, которые очень помогли открыть новые страницы истории, связанной с биографией Монферрана – уточнила она. - Книжка многоплановая – описания, графическая часть, найден автопортрет, правда, тонким карандашом, трудоемкой была работа над записями карандашом, в чем очень помогли сотрудники РНБ, так как мы постоянно обращались к рукописи. Книги личной библиотеки Монферрана перечислены иногда очень кратко и основная работа была с этим списком книг.  Было много сюрпризов и вызовов. Например, адрес с левой стороны на обложке подсказал дату начала записей».

По ее словам, Монферран был страстным коллекционером и много времени посвящал тому, чтобы в своем доме на набережной Мойки перемещать предметы своей коллекции.  Долгое время выясняли, когда именно вносились им записи в свою книжку уже потом по письмам и другим источникам. «Помолчим, будем терпеливы и время все расставит по местам» - как утверждает Инна Семенова это утверждение повторяется в записной книжке несколько раз и, как она считает, видимо это жизненное кредо  Огюста Монферрана.



 О биографии зодчего большая тщательно проработанная глава в издании с уточнением происхождения его фамилии, всего рода и семьи, его образовании и французском периоде его жизни, когда он служил в кавалерии наполеоновской армии. По призванию он кроме архитектора был еще и офицером.

 Интересно завещание Монферрана 1835 года, по поводу его захоронения в крипте Собора. Отдельная история о времени его жизни в Санкт-Петербурге и о судьбе его коллекции, которая исчезла, и находят только отдельные ее предметы.

 «По поводу колоссального собрания – практически это был музей Монферрана. Печальна его судьба, потому так важной cтала публикация его записной книжки. Это еще и открытие новой серии исследований его жизни и творчества» - сказала она в заключение.

 Валентина Федоренко, главный научный сотрудник Академии художеств в Санкт-Петербурге более подробно рассказала о том, как он сам создавал список своих личных книг, коих в записной книжке поименовано 248, а по каталогу РНБ их было порядка 750. 137 наименований книг на разных языках посвящены архитектуре. Несколько книг Монферрана в настоящее время хранятся в научной библиотеке Академии художеств с автографом - личной печатью Монферрана и датой покупки - 1818-1822 годы.



Независимый эксперт Елена Яковлева рассказала о том, как атрибутировали рисунки Монферрана из его записной книжки. «Удивительно его умение скомпоновать декоративно-прикладные детали и огромные формы. В ней зарисовки купола Дома инвалидов Париже, итальянских городов, обращения к военной тематике. Есть схематические рисунки и детально проработанные. Много портретов в профиль и автопортрет серебряным карандашом. Интересен раздел с проектами конкурсными во Франции, и во всех рисунках автора видно движение творческой мысли» - утверждает эксперт.          

 


 Подводя итог, можно сказать, что уникальность и ценность этого издания обусловлена, среди прочего, тем, что в настоящее время не известно других записных книжек выдающегося зодчего. Необычны её формат, содержание, история. В ней Монферран предстаёт как начинающий архитектор - приведены программы архитектурных конкурсов во Франции, тонкий библиофил - дан перечень книг личной библиотеки, талантливый рисовальщик - на листах множество эскизов и рисунков, и, наконец, просто человек, благодаря его немногочисленным заметкам личного характера.

 Хочется надеяться, что книга будет интересна как специалистам, так и всем, кто интересуется историей России, Франции, а также в целом историей зодчества и декоративно-прикладного искусства.




Комментариев нет:

Отправить комментарий