На днях в российский прокат вышла фантастическая драма «Родственные души» известного итальянского режиссера Валерио Мастандреа о судьбоносной встрече в стенах больницы двух пациентов, которые способны видеть всех, оставаясь незамеченными.
Дистрибьютерская компания «Пилоткино» специализируется по выпуску на экраны наших кинотеатров итальянских фильмов с заметной социальной направленностью. Вот и на сей раз картина «Родственные души» (оригинальное название: NONOSTANTE) затрагивает довольно болезненные темы из жизни итальянцев.
По сюжету его персонаж - мужчина средних лет, после несчастного случая находится в коме под присмотром медиков, но по первым кадрам это еще непонятно, так как он в цивильном костюме перемещается по клинике и прилегающей территории, проходит мимо других людей, не обращаясь к ним и только когда показывают, как около кровати больного, родители, обращаясь к ребенку, говорят, что надо поблагодарить лежащего в коме мужчину, а он сам стоит рядом, начинаешь понимать, что это пострадавший, а рядом его фантом.
Причем, чтобы ухаживать за ней, освобождают палату главного героя, переведя его к другому, аналогичному по состоянию пациенту, но он сам ярко недоволен, что его лишили палаты.
Новая пациентка хороша собой, хотя внешне не ухожена.
Довольно резкая на оценки, она вступает поначалу в перепалку с главным героем.
Они ссорятся ровно до тех пор, пока он ее не спасает, когда ту чуть было не
уносит ветер из другой реальности, которому время от времени подвергаются все
пациенты этого отделения. После этого и женщина, наконец, обращает внимание на
этого интеллигентного, средних дет мужчину, который начинает трогательно заботиться
о ней.
Вся фантастичность этой ситуации в том, что каждый из них в коме лежит в своих палатах, общаются их души, даже скорее фантомы.
Сценарий к фильму написал Энрико Ауденнино в соавторстве с Валерио Мастандреа. Утверждают, что при работе над картиной они консультировались со специалистами Фонда Санта-Лучия, занимающегося нейро-реабилитацией пациентов. И если мы привыкли читать о том, что находящиеся в коматозном состоянии пациенты видят какой-то длинный коридор или тоннель, но здесь эту роль исполняет ураганный ветер, которому не у всех есть силы сопротивляться.
Главную героиню играет Долорес Фонци - аргентинская
актриса, получившая мировую известность после съемок в фильме «Трумэн» (2015).
Эта очень красивая актриса, одновременно похожая внешне на Симону Синьоре и Роми Шнайдер, играет роль несколько взбалмошной и одинокой женщины совсем без всякой косметики, на что решится не каждая артистка в ее возрасте. Она показывает все жизненные эмоции – от участия в перепалке до нежного взаимопонимания, заставляя задуматься о том, кем же она была до автомобильной аварии - была ли она у нее семья, сколько разочарований в жизни она испытала.
Надо отметить, что профессии главных героев,
как и их имена, в фильме даже не упоминаются, что дает простор для фантазии зрителей.
Кем был этот импозантный мужчина за 50, который так сильно пострадал, когда на
него со второго этажа упал ребенок, оставшийся в живых, а сам он впал в кому? Кем
она была с таким неуживчивым характером, но любящая красоту природы и легко
откликающаяся на заботу и внимание?
В фильме с ними рядом в отделении есть и другие пациенты, характеры которых проработаны не столь подробно, но они тоже запоминаются. Например, исполнитель роли мужчины в желтом плаще Лино Муселла, известен по сериалу Паоло Соррентино «Молодой папа» (2016). Или надменная женщина, фантом которой недоволен тем, как санитарка занимается ее прической. Ее роль исполняет Лаура Моранте, которую уже можно назвать ветераном итальянского кино. На ее счету большое количество успешных ролей, таких, как отмеченные фестивалями класса А «Комната сына» (2001), «Сердца» (2006), «Ромео и Джульетта» (2013), «Порочная связь» (2020), «Лучшая жизнь» (2022).
Если перевести оригинальное название фильма – оно прозвучит как «Вопреки» или «Несмотря на». Ведь само
существование его героев происходит вопреки нормальной логике, так как они по ходу
сюжета испытывают всю шкалу эмоций – от неприязни до любви.
Но выхода из их сегодняшнего состояния всего два – выздоровление
или смерть, и в любом случае они забудут то, что с ними происходило во время
комы.
Итак, сюжет
фильма исследует идею о пост-жизни, даже скорее, мысль о сосуществовании двух
миров, если исходить из того, что души находящихся в коме людей, оставаясь
невидимыми для нас, могут общаться между собой.
И чувствуется, что эта тема очень важна для режиссера фильма,
который несколько лет назад потерял отца и все еще не смирился с его уходом.
Напрямую в фильме этому посвящен эпизод, когда он доставляет свою возлюбленную-фантом
на пляж, где вдалеке сидит его отец, но она так и не решается подойти к нему.
А в целом, весь фильм насыщен идеей нашей боли об ушедших в мир
иной близких людях и о тех, кто попал в состояние комы. Причем сама картина не
безнадежно мрачная, она, будучи грустной с философским налетом, балансирует
между реальностью размышлений, диалогов и абстракцией обстоятельств. По жанру
это драма встретившихся не там и не в то время людей с легким привкусом иронии
и меланхолии.
Финал каждый может интерпретировать по-своему, но героиню
показывают все же выздоровевшей и проходящей реабилитацию после комы, а его …
уносит ветер, но он все же успевает передать посреднику между двумя мирами
свою просьбу.
То обстоятельство, что «Родственные души»
стали фильмом открытия секции «Горизонты» 81-го
Венецианского кинофестиваля, говорит о многом: в этой программе участвуют
игровые и документальные картины, продвигающие новые тенденции в развитии
кинематографа.
«Открывать фестиваль –
значит открывать фильм сердцам публики, – сказал
Валерио Мастандреа перед показом, – для меня это возможность
«освободить» историю, которая долгое время была только моей, а теперь, надеюсь, станет и вашей».
Комментариев нет:
Отправить комментарий